- Рамка сот:
- Сота: Быт, ЖКХ, Благоустройство, Дороги
- Регион: Псков
- Тема: Новая тема
- Автор: Маргарита Добрая
Биография
Ранние годы
Аббас-Мирза Шарифзаде родился (22) января[1][2] 1893 года в Шемахе в семье светского учителя Мирзы Абдул-Расула и Мелек-Нисы[3]. Мать Аббаса-Мирзы Мелек-Ниса умерла рано, и Абдул-Расул женился второй раз на Фаррухбегим[2]. Отец Аббаса-Мирзы Шарифзаде Мирза Абдул-Расул преподавал в школе «Усули-джадид» азербайджанского поэта Сеида Азима Ширвани[1], вместе с которым он открыл эту школу[3]. Помимо этого Мирза Абдул-Расул интересовался также театром[1].
В 1895 году семья Шарифзаде перебралась из Шемахы в Баку[1]. Переехать семью Шарифзаде в Баку вынудило разрушительное землетрясение в Шемахы[3]. 21 сентября 1903 года поступил во вторую мусульмано-русскую школу, которую окончил в 1906 году[4]. 2 сентября 1906 года в Баку Абасмирза Расул оглы Шарифзаде[прим. 1] поступил в подготовительный класс первой мужской гимназии имени Александра III в Баку. В 1907-08 учебном году ученик Абасмирза Шарифов числился среди учеников мужской гимназии имени Александра III[5]. Однако, заболев, был вынужден оставить образование незаконченным[1].
Дядя Аббаса-Мирзы Шарифзаде Мирза Мамед Таги, будучи близким к театральному миру, впервые побудил в Шарифзаде вдохновение к сцене[1]. Так, в Баку Аббас-Мирза в 9 лет впервые вышел на сцену в спектакле, поставленном Мирзой Мамедом Таги, исполнив роль девочки. Несмотря на то, что испуганный Аббас-Мирза убежал со сцены в объятия матери, впоследствии Шарифзаде считал эту роль своим первым сценическим опытом
Начало творчества
Ещё будучи школьником, Шарифзаде принимал участие в любительских театральных постановках[1][6]. С 1908 года же он, играя на профессиональной сцене[6], навсегда связал свою судьбу с театром. Впервые на сцене он сыграл роль немой девушки в пьесе Жана Батиста Мольера «Мнимый больной»[1], поставленного в Баку[7]. 24 апреля 1909 года в балаханском кружке в драме «Гявеи-ахенгяр» («Кузнец Геве») Шамсаддина Сами Шарифзаде сыграл роль Рустама, сына Гяве. В сентябре этого же года при переходе в третий класс гимназии Шарифзаде заболел и оставил школу[2]. 4 ноября 1909 года из-за исполненной им роли Шакиба в драме «Джевдет-бей» Мухаммеда Эхсана имя Аббас-Мирза Шарифзаде впервые было упомянуто в рецензии в бакинской газете «Каспий», актёр был удостоен похвалы[2].
Проходит не так много времени и Шарифзаде обретает славу как ученик и последователь Гусейна Араблинского[1], считающегося основоположником азербайджанского профессионального театрального искусства. Араблинский оказал большое влияние на творчество Шарифзаде[6].
1910-е
До 1910 года Аббас-Мирза Шарифзаде выступал в театральных труппах благотворительных обществ «Сафа» и «Ниджат». 12 августа 1912 года был включён в инспекционную комиссию общества «Сафа». 6 февраля 1913 года состоялся первый бенефис Шарифзаде и он сыграл роль Тарига в драме «Тариг ибн Зияд» Абдулхага Гамида[2].
С 1913 года Шарифзаде гастролировал по регионам современного Азербайджана, по Средней Азии, Северному Кавказу, Поволжью,Ирану[1]. В феврале-мае 1914 года Шарифзаде впервые был на гастролях и играл в таких городах Ирана как Тегеран, Казвин, Решт и Анзалиспектакли «Надир-шах» Наримана Нариманова, «Ага Мухаммед-шах Каджар» Абдуррагим-бека Ахвердиева, «Горе Фахреддина» и «Из-под дождя да под ливень» Наджаф-бека Везирова. В мае показывал спектакли «Надир-шах» и «Ага Мухаммед-шах Каджар» в Ленкорани[2].
Шарифзаде был известен не только как актёр, но и как режиссёр. 24 января 1914 года Шарифзаде поставил пьесу «Арнауты» Шамсаддина Сами. 29 марта 1916 года бакинское духовенство выступило с протестом против постановки Шарифзаде драмы «Юсиф и Зулейха» и написало заявление в правительственные органы, остановив представление[8]. В августе[8] 1916 года он получил приглашение в качестве режиссёра в труппу братьев Узеира и Зульфугара Гаджибековых[1]. Кроме того, Шарифзаде был ведущим актёром оперной труппы братьев Гаджибековых[6].
16 октября 1916 года в Баку «Мусульманское драматическое общество» приняло решение направить Шарифзаде на учёбу в Ильинское театральное училище в Харькове. В феврале 1917 года прибывшие в Ашхабад бакинские артисты под руководством Шарифзаде дали несколько спектаклей[8].
В ноябре[9] 1917 года Аббас-Мирза Шарифзаде был избран председателем «Союза мусульманских артистов», созданного в Баку Нариманом Наримановым, Мешади Азизбековым и С. М. Эфендиевым[1][9]. Сообщение об этом было опубликовано на страницах газеты «Каспий»[9] от 7 ноября) 1917 года [10]. Сообщая об этом, газета «Каспий» отмечала, что этот союз является «примером союза труженников», а также, что у союза есть свой меморандум[11].
В мае-июле 1918 года Шарифзаде вместе с группой бакинских артистов был на гастролях в Астрахани. После избрания председателем «Союза мусульманских артистов» Шарифзаде, создав студию при театре, стал первым, кто проявил инициативу в театральном образовании в Азербайджане[1]. 26 января 1919 года состоялось собрание организованной Шарифзаде студии «Музыка и драма». Летом этого же года Шарифзаде был режиссёром Центрального клуба рабочих в Баку, а в августе был одним из инициаторов образования драматического общества «Туран». 28 августа Шарифзаде было поручено читать лекции об искусстве драмы в недавно организованном «Художественном курсе»[8]. 15 октября этого же года он начал руководить драматическим кружком женского клуба имени Али Байрамова[8]. 27 октября была отпразднована годовщина Рабоче-крестьянского драматического кружка имени Н. Нариманова, которым руководил Шарифзаде[8].
1920-е
После установления в Азербайджане советской власти, Шарифзаде играет на сцене Азербайджанского государственного театра (ныне — Азербайджанский государственный академический национальный драматический театр), работал над формированием национального театра[1]. 14 ноября 1921 года Шарифзаде был одним из организаторов мероприятий по установке памятников Сабиру и Араблинскому в Баку[8].
26 июня 1922 года «Летний клуб» Баку (ныне в здании расположена Азербайджанская государственная филармония) был передан в распоряжение Шарифзаде для постановки спектаклей. 19 июня 1924 года в Тифлисе начались гастроли бакинских артистов под руководством Шарифзаде[12], а 2 июля Шарифзаде вместе с группой бакинских артистов прибыл на гастроли в Нахичевань. В 1926 году Шарифзаде был на гастролях в Тифлисе (27 января и 6 мая), Нахичевани (27 мая), Эривани (2 июня), Шуше (28 июня)[12].
Наряду с драматическим театром и кино, Шарифзаде ставил также оперы и водевили. 6 октября[12] 1926 года Аббас-Мирза Шарифзаде становится главным режиссёром Азербайджанского государственного театра оперы. Здесь он ставил такие оперы как «Асли и Керем» Узеира Гаджибекова, «Ашуг-Гариб» Зульфугара Гаджибекова, «Шах Исмаил» Муслима Магомаева[1]. Ещё в 1925 году во время постановки «Ашуг-Гариба» представители английской, немецкой и японскойпрессы встретились с Шарифзаде и получили информацию об азербайджанском театре[12].
Помимо театра Шарифзаде интересовался искусством кино[1]. Впервые на экране Аббас-Мирза Шарифзаде появился в1916 году, снявшись в русском фильме «Князь Темир-Булат» режиссёра Бориса Светлова[3] (фильм не сохранился)[13]. Одной из первых его работ в кино является созданная им роль хана в фильме «Сова» (1924, режиссёр Георгий Кравченко). Этот фильм также не сохранился[13]. В 1929 году снялся в фильме «Око за око». Шарифзаде и сам снимал фильмы. Среди его работ можно назвать художественные фильмы «Бисмиллах» («Во имя Бога»[6], 1925), «Гаджи Кара» (1928) и «Игра в любовь» (1935)[1], документальные фильмы — «Путешествие в Азербайджане» (1925)[1] и «Шахсей-вахсей» (1929)[3]. Аббас-Мирза Шарифзаде был одним из первых азербайджанских кинорежиссёров[6].
25 декабря 1928 года в Баку было торжественно отмечено 20-летие сценической деятельности Шарифзаде. На юбилее присутствовали видные деятели культуры республики[1]. В этот же день Шарифзаде был удостоен звания заслуженного артиста Азербайджанской ССР[14][12]. В связи с юбилеем была издана книга, повествующая о творчестве Шарифзаде[15]. 1 марта 1929 года 20-летний юбилей Шарифзаде был отмечен в Тифлисе[15].
Арест
В 1937 году, в разгар сталинских репрессий, из Москвы в Баку приходит телеграмма, в которой, как отмечает историк Джаби Бахрамов (азерб.)русск., говорилось что в Азербайджанской ССР «не выполняется план по выявлению врагов народа»[13]. Вскоре, жертвой этих репрессий становится и Шарифзаде.
Вечером 3 декабря[20] 1937 года Азербайджанский государственный театр в здании драматического театра, построенного ещё до революции бакинским миллионером-благотворителем Гаджи Зейналабдином Тагиевым (ныне в этом здании расположен Азербайджанский театр музыкальной комедии) давал «Макбета». Главную роль играл Аббас-Мирза Шарифзаде. Это была последняя встреча актёра со зрителями. По словам очевидцев, Шарифзаде «был непривычно грустным, близко подходил к рампе и широко разводил руками в глубоком поклоне, словно хотел на прощанье всех обнять»[20].
После спектакля актёры долго не расходились. Они собрались в небольшом дворике театра. Аббас-Мирза сел играть в нарды. Вскоре во двор вошли два человека. Один из них встал за Аббасом Мирзой, будто наблюдая за игрой. Второй напротив. Шарифзаде поднял голову, пристально посмотрел на незнакомцев и, как пишет Азад Шарифов, сразу как-то сник. Потом актёр внезапно встал, и ни на кого не глядя, громко сказал: «Мян гетдим!» (что означает «Я ушёл»)[20]. После чего Шарифзаде направился к выходу. Пришедшие за ним молча пошли следом. По свидетельству костюмерши театра, которую они случайно встретили, на улице около чёрной «эмки» стояли ещё двое. Аббаса Мирзу втолкнули в машину, которая уехала с места в сторону здания НКВД Азербайджанской ССР[21]. Костюмерша ворвалась в театральный дворик с криком «Аббаса забрали!»[21][20].
Допрос и расстрелШарифзаде обвиняли в шпионаже в пользу Ирана. В качестве доказательства указывались его частые визиты в персидское консульство вГяндже в 1932 году. В реальности же это были дружеские встречи, которые были организованы самим консулом, являвшимся большим поклонником азербайджанского театра, и любившего вечера в компании актёров[3]. Другим серьёзным поводом к аресту была политическая деятельность родного брата Шарифзаде Гулам-Мирзы Шарифзаде[13], чиновника независимой Азербайджанской Демократической Республики в 1918—1920 годах, жившего к тому времени в эмиграции. Шарифзаде также обвиняли в пропаганде творчества репрессированных поэтов — Микаила Мушфига и Гусейна Джавида[24].
После обретения Азербайджаном независимости стало возможным изучить следственное дело Аббаса Мирзы Шарифзаде. По словам филолога Фазиля Рахманзаде, как явствует из дела, в застенках НКВД Шарифзаде оказался только за то, что находился в близких связях с корифеями азербайджанской драматургии и сцены Гусейн Джавидом и Ульви Раджабом, ложно обвинёнными в буржуазном национализме, и имел к тому же контакты с Рухуллой Ахундовым, «обличённым» в руководстве с подпольной контрреволюционной организацией[25].
В протоколе одного из первых допросов, состоявшегося в январе 1938 года, примерно через месяц после ареста на вопрос «Признаете ли Вы себя виновным?» Шарифзаде ответил: «Не признаю…»[25]. Далее следователь спрашивает[20]:
— Но вы примкнули к мусаватской партии в период её господства в Азербайджане[прим. 2].
— Нет, в мусаватской партии я не состоял никогда, позицию мусаватистов не разделяю…
— Следствие предлагает вам рассказать всю правду о ваших политических убеждениях.
— Я полностью стою за власть Советов. Задания коммунистической партии и Советского правительства являются для меня законом. Я никогда ничего не делал против советской власти.
— Однако вы знали об антисоветской деятельности Гусейна Джавида и других писателей, приверженных к националистическим взглядам. Знали и пропагандировали их произведения, проводили пантюркистскую линию. Ведь из них состоит весь ваш репертуар.
— Ничего плохого не могу сказать об этих писателях. А произведения их служили прежде всего интересам азербайджанского народа. Я же как артист, стремился как можно лучше сыграть порученные мне роли…
— Что связывало вас с Рухуллой Ахундовым?
— Никаких отношениях с ним не состоял. Только однажды, после спектакля «Макбета» он поздравил меня с актёрской удачей. И ещё разговаривал с ним по телефону по поводу моего выезда в Кировабад.
— Следствие требует от вас чистосердечного признания.— Мне не в чём признаваться…